Центр коучинга и психологии Salve
Воплощая желания в жизнь

Логопед - родителям: Консультация №1 «Первые шаги в развитии речи»

Логопед - родителям: Консультация №1 «Первые шаги в развитии речи»

Уважаемые родители, мы предлагаем цикл консультаций по вопросам формирования у детей правильной, чистой речи. Целью данных консультаций для Вас является предоставление практического материала, который можно было бы использовать для закрепления у детей навыков правильного произношения в условиях семьи.

Консультация №1 «Первые шаги в развитии речи»

1. Овладение правильным произношением звуков и других сторон звучащей речи не у всех детей идет равномерно, родители часто интересуются, не отстает ли их ребенок в речевом развитии, когда он научится правильно произносить тот или иной звук.

Первый год жизни ребенка является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца:

  • развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике звука, на лице говорящего);
  • развивается понимание речи. 

В процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи.

Для двухлетнего ребенка является вполне закономерным несовершенство произносительной стороны речи:

  • неправильное произношение большинства звуков родного языка,
  • смягчение отдельных согласных,
  • нечеткое произношение слов с пропуском отдельных звуков,
  • неумение точно сохранять слоговую структуру слова (особенно в многосложных словах).

У некоторых детей как индивидуальная особенность речи отмечаются слабый, тихий голос, невнятное произнесение слов, простых в звуковом отношении (согласный плюс гласный).

К концу второго года речь малыша хоть и становится основным средством общения, однако еще далека от совершенства. Для нее характерны:

  • бедность словарного запаса;
  • частое употребление облегченных слов («бай-бай» вместо спать);
  • употребление лишь тех названий предметов, игрушек, с которыми ребенок постоянно действует;
  • отсутствие правильных грамматических связей между словами;
  • нечеткое произношение отдельных слов;
  • отсутствие многих звуков.

2. Начнем с упражнений на выработку речевого дыхания и развитие голосового аппарата

А). Поупражняйте ребенка в плавном продолжительном выдохе, используя задание

«СНЕЖИНКИ».

Взрослый дает ребенку кусочек ваты, говорит: «Это у нас снежинка. Посмотри, как она летает. (Кладет ватку на ладонь, а затем сдувает ее с руки.) Попробуй и ты так же подуть на снежинку». Ребенок сдувает ватку (снежинку) с руки несколько раз. Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребенок производил выдох только через рот; выдох должен быть плавным, длительным, вдох спокойным, через нос.

Б). Поупражняйте ребенка в произнесении фраз тихо, громко, быстро, медленно, выразительно, используя потешки, считалки и заклички.

Прочитайте стихотворение, загибая пальчики ребенка поочередно. Предложите

повторить его в том или ином темпе, тихо или громко:

—   Пальчик-мальчик,                      Щи варил.

Где ты был?                                       С этим братцем  —

—   С этим братцем —                     Кашу ел.

В лес ходил.                                       С этим братцем —

С этим братцем —                            Песни пел!

Узнать о том, какие речевые трудности есть у вашего ребенка, а также получить профессиональные рекомендации, вы можете на консультации логопеда в нашем Центре.

Логопед в Мурманске