Начался учебный год. Для «взрослых» семилеток наступил торжественный момент. Из детсадовца они превратились в школьника! Радостный момент для первоклашки, в то же время волнительный момент для родителей. Понравится ли ему? Будет ли хорошо учиться? Подружится ли с одноклассниками? Найдет ли общий язык с педагогом? Не превратится ли школа в 11 лет боевых действий?
Если говорить научным языком, все переживания родителей сводятся к вопросам адаптации ребенка в школе. Ведь именно в первом классе закладывается отношение к школе на все 11 лет обучения. Что бы помочь родителям решить их переживания, специалистов нашего центра приглашают на родительские собрания. И очень часто звучат одинаковые вопросы.
- Машенька после школы сонная, капризничает, спать просится. А у нас кружок по английскому, танцы, уроки учить надо. Не кофе же её поить!?
Дорогие родители, в первую очередь хочется спросить, зачем вашему ребенку такая занятость? Вы хотите помочь ему стать всесторонне развитой личностью или расписать день по минутам, не давая права вашему ребенку быть ребенком?
Важно помнить, ваш малыш на протяжении четырех лет спал днем. Многим первоклассникам очень сложно перестроиться на новый формат. Поэтому если ребенку необходим сон днем, по возможности обеспечьте его. Лучше всего ввести режим дня и строго соблюдать его. Оптимально делать домашние задания в 15-17 часов. Не заставляйте младшего школьника выполнять все сразу. Через 15-20 минут непрерывной работы необходимы 5-ти минутные перерывы.
- Моему сыну вечера напролет звонят одноклассники по всякой ерунде! Он почти по часу «висит» на телефоне. Что же это за болтушка такая растет?!
А что вас, как родителя, здесь смущает? Занятый телефон, поскольку вы планировали позвонить подруге, или то, что ваш ребенок учится общаться и успешно заводит новые знакомства? В этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет свое место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать помощь в свой адрес. Это дело непростое, ребенок нуждается в вашем совете и поддержке! Главное сейчас не оградить ребенка от общения, а помочь ему, верно распределить на это общения время. Например, введите правило, что в день на телефонные звонки друзьям отводится 30 минут, но обязательно «покажите» ребенку время с помощью таймера, песочных часов, циферблата и т.п.
- А вот мой Митенька, каждое утро упорно кладет в рюкзак то машинку, то трансформер. Приходится проверять рюкзак! Как его отучить носить игрушки в школу?
Если вас волнует увлеченность ребенка игрушками, то в этом нет ничего страшного. Игровая деятельность еще значима для ребенка, любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками.
Если же вам не нравится содержание самой игры, то советую вам присмотреться к тому, что смотрит ваш ребенок. Скорее всего, в игре отражается содержание фильмов. Тогда не игрушку нужно отбирать, а устранять источник «идей».
- Нужно ли наказывать ребёнка за отсутствие успехов в обучении?
Справедливо ли наказывать ребенка за то, чему он еще не научился? Что вы почувствуете, если я вас накажу за отсутствие золотой олимпийской медали?
Попытайтесь вселить в ребёнка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание, но не делайте за него. Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придётся думать о наказании.
- А у нас совсем обратная ситуация, в школу мы ходить не хотим! Плачет, конючит, даже больным прикидывается. Уроки почти не делает, все криво и косо. Что-то приходится даже самим делать! Как заставить Петеньку учиться!?
Сложно определить «на глазок» почему ребенок так себя ведет по отношению к школе. Если возникают сложности при адаптации ребенка, необходима комплексная диагностика, которая сможет указать на причину такого поведения. Когда ясна причина дезадаптации ребенка, можно предпринимать какие либо действия. Важно в самое раннее время отследить и отрегулировать возникшие проблемы, не ожидая, что они «рассосутся» сами собой.
Всем родителям, желающим помочь своим детям стать успешным, ответственным за свою жизнь и, наконец, счастливым, мы предлагаем свое содействие:
- в проведении комплексной психофизиологической диагностике и определении источников возникших учебных сложностей.
- в вопросах воспитания. Индивидуальные программы позволят вам решить эти проблемы с учетом особенностей ваших и вашего ребенка.
Выбирайте для себя:
Программы для взрослых
Программа «Мой ребенок самый-самый…»
Программа «Профессия - родитель»
Программа «Послушный ребенок»
Программа «Взаимопонимание»
С уважением, Полина Медведева,
специалист Центра коучинга и психологии Salve (Мурманск).